Перейти к публикации
Конференция ГАЗ-69
speedoff

УАЗ-3907 "Ягуар"

Рекомендованные сообщения

В истории Ульяновского автомобильного завода есть много знаковых событий и интересных разработок. Конструкторская школа предприятия ведет свое начало из далеких сороковых годов. В копилке подразделения, кроме серийных моделей УАЗ, ставших визитной карточкой предприятия, существует множество экспериментальных разработок, которым не суждено было получить путевку в жизнь, и они навсегда остались лишь планами или музейными экспонатами. Одной из таких разработок стал автомобиль-амфибия УАЗ-3907 Ягуар.
 

6694b691150b.jpg

УАЗ всегда был разработчиком и производителем автомобильной техники повышенной проходимости для народного хозяйства и армии СССР. Так, в конце 70-х годов автозавод получил заказ Министерства Обороны СССР на создание автомобиля, способного преодолевать водные препятствия с экипажем в полной боевой выкладке. Задание получено, и передовая группа конструкторов во главе с главным конструктором Ульяновского автомобильного завода Старцевым Л.А. приступила к разработке машины, аналогов которой не было нигде в мире.

UAZ-3907%204x4%201983.jpg

В 1978-м году была разработана конструкторская документация для сборки опытных экземпляров. Объем этих чертежей сильно превосходил объем документаций для серийных автомобилей. А всё потому, что для нового автомобиля было разработано и применено очень много оригинальных узлов и деталей, к примеру: ходовые винты с коробкой отбора мощности, откачивающие насосы, лебедка с приводом от КПП, водяной руль и множество других интересных решений.
 

sm_users_img-300526.jpg


В 1980 году на базе одной из самых массовых военных моделей «УАЗ-469» были подготовлены два ходовых макета, получивших характерное название – «Ягуар» (ягуар – единственная кошка, которая не боится воды), для проведения предварительных испытаний. В этом же году они успешно прошли обкатку в жестких климатических условиях высокогорья Памира, Астраханской жары и холода Арктики. Особенно примечателен тот факт, что УАЗ-3907 "Ягуар" самостоятельно преодолел водный путь по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Это путешествие произвело неизгладимое впечатление на туристов, которые наблюдали за «Ягуаром» с проходящих мимо теплоходов.
 

1220447496_01.jpg


UAZ3907_2_12.jpg


Автомобиль обладал поистине уникальными свойствами. Особенностью конструкции «Ягуара» стали два гребных винта перед задним мостом, благодаря которым машина имела на плаву отличную маневренность и достаточно большую скорость. А вот при движении по земле тактико-технические характеристики «Ягуара» практически не отличались от базовой модели.
В результате испытаний были выявлены недостатки и преимущества нового ульяновского вездехода-амфибии. В соответствии с этим были внесены соответствующие изменения в проектную документацию, и в 1982 году были построены еще два экземпляра «Ягуара» с уже устраненными замечаниями.
В 1982 году УАЗ-3907 "Ягуар" прошел дополнительные испытания на военных полигонах. Машина получила положительную оценку военных специалистов, и в 1983 году Министерство автомобильной промышленности СССР выдало разрешение на подготовку автомобиля к серийному производству.
 

uaz-3907-5555.jpg


"Ягуар" создавали на базе самого распространенного и массово выпускаемого знаменитого «УАЗ-469». К раме базового «УАЗа» были приварены передние и задние удлинители для установки лебедки, кронштейнов гребных винтов, заднего бампера. На эту раму установили оригинальный цельнометаллический водоизмещающий кузов с двумя боковыми, герметично закрывавшимися дверями со специальными рычажными запорами (задрайками), обеспечивавшими необходимую плотность. Он имел съемный брезентовый верх, мощную центральную раму безопасности и откидывающееся вперед лобовое стекло.
В салоне могли разместиться водитель и 7 бойцов (или груз массой 600 кг), а также легкое вооружение или места для носилок. Интерьер не блистал роскошью, а был выдержан в строгом спартанском стиле, как и положено военному автомобилю. Салон был оборудован 2 мягкими сиденьями и 2 откидными продольными.
 

UAZ-3907-1-10.jpg


Унифицированная с серией «469», амфибия оснащалась 2.5-литровым бензиновым двигателем мощностью 77 л.с. Система охлаждения включала дополнительный теплообменник для обеспечения нормального рабочего температурного режима работы двигателя на плаву. Наиболее уязвимое место плавающего автомобиля - охлаждение двигателя на плаву. Сделать забор воздуха спереди невозможно, поскольку мотор располагается в незатопляемом отсеке. Поэтому вентиляцию пришлось выполнять в обратном порядке: воздух забирали у ветровой рамы, а выбрасывали его спереди. И ничего - с полной нагрузкой в жару в Средней Азии ездили нормально.
 

UAZ-3907-1-9.jpg


"Ягуар" укомплектовали стандартной 4-ступенчатой коробкой передач, а вот 2-ступенчатая раздатка была кардинально модернизирована – в ее конструкции был предусмотрен дифференциал. На ней же устанавливалась коробка отбора мощности на два гребных винта и на центробежный насос главного отсека (его производительность 300 л/мин). В первоначальной конструкции раздаточная коробка имела шестерни с большими угловыми скоростями, издававшими характерный вой (в большом объеме водоизмещающего кузова повышенную шумность так и не удалось побороть). А еще испытателей постоянно сбивал с толку привод лебедки - ведь, чтобы она работала, требовалось включить раздаточную коробку, а коробку передач поставить на нейтраль. Иногда это сделать забывали, и лебедка начинала самопроизвольно наматывать (все решилось, когда ввели в конструкцию страховочный палец).
 

UAZ3907_2_7.jpg


Водяные винты устанавливались весьма оригинальным способом - под днищем машины между мостами; передние колеса при отклонении в разные стороны служили для управления машиной на плаву. Амфибия могла передвигаться по воде с максимальной скоростью 9 км/ч и при шторме до 2 баллов.
По поводу выбора мостов тоже не стали особо долго раздумывать – выбрали стандартные армейские с колесными редукторами. Для увеличения плавности хода передние короткие рессоры заменили на задние - более длинные.
 

UAZ3907_1_7.jpg


Максимальная скорость амфибии на шоссе с полной массой 2050 кг достигала 105 км/ч. На бездорожье автомобиль практически ничем не уступал своим сухопутным собратьям, спокойно преодолевая 30-градусный подъем и выдерживая боковой крен в 20 градусов. Вездеход «ягуар» без проблем справлялся со сложными участками бездорожья и мог буксировать 750-килограммовый прицеп.
 

75154649-31049_UAZ3907CLIMBING.jpg


До сих пор в мире нет аналогов этому автомобилю, за изобретение которого группа конструкторов в 1982 году была представлена к правительственным наградам. Машина и сейчас является ярким образцом передовой конструкторской мысли ульяновских инженеров. Подобная техника и в наше время нашла бы свое применение. Например, на службе в Министерстве чрезвычайных ситуаций, на границах нашей необъятной Родины, и отдаленных гарнизонах, расположенных на пересеченной местности.
 

UAZ3907_2_11.jpg


autowp_ru_uaz___5.jpg


В 1984 – 1985 годах на заводе собрали еще два образца с узлами от «УАЗ-3151» и новыми деталями корпуса. До 1989 года построили 14 опытных амфибий, удачно прошедших испытания. Среди них был один экземпляр пограничного автомобиля «Баклан» для северных регионов с двумя парами лыж на брезентовой крыше и с отсеком для перевозки розыскной собаки.
Как уже было отмечено ранее, амфибию все же, приняли на вооружение, но Советский Союз в 1991 году прекратил существование, и все работы в этом направлении были заморожены и больше никогда не возобновлялись.
 

UAZ3907_2_2.jpg


j8ob08hi17t1r1oj13yw.jpg


image15.jpg
 
 
Изменено пользователем speedoff

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дима привет!

 

отличный очерк! вот только кое что режит глаз и ухо! "Среди них был один экземпляр пограничного автомобиля «Баклан» для северных регионов с двумя парами лыж на брезентовой крыше и с клеткой для перевозки розыскной собаки." У Пограничников Служебная собака это член семьи и в голову ни когда ни кому не придет перевозить её в "клетке" если только пойманого дикого зверя.

Изменено пользователем CARS

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конструктора не знали про члена семьи, им сказали клетка, они и поставили , от себя добавлю были построены производственные корпуса и конвейер под данный проект , но пришли другие времена  и это всё было отдано под 3160.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конструктора не знали про члена семьи, им сказали клетка, они и поставили , от себя добавлю были построены производственные корпуса и конвейер под данный проект , но пришли другие времена и это всё было отдано под 3160.

А документация, литьевые формы, штампы, оснастка где?

Изменено пользователем трубогиб

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Земляк,я прям смотрю ты кладезь интересной и полезной информации! Интересная темка...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А документация, литьевые формы, штампы, оснастка где?

Когда сей проект творили ,то было всё покрыто мраком секретности и даже когда они ремонтировались, наших слесарей из УГК (управление главного конструктора )звали по тихому, не дой БОГ кто увидит  . Но хозяйва сменились, оснастку в лом ,а документация в макулатуру ,я сомневаюсь что поступили по другому, они и сейчас так поступают, но уже с заводом, хотя в чудеса надо иногда верить, по возможности попробую навести справки .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...